Сегодня вопросы образования, как и всегда, находятся в актуальной повестке дня. За последние полтора года произошло несколько громких и знаковых событий в сфере российского образования. Они спровоцировали широкую общественную дискуссию и заставили в очередной раз задуматься о том, какое будущее ждет отечественную начальную, среднюю и высшую школу. Речь идет, в первую очередь, о выходе России из Болонского процесса и утверждении единого государственного учебника истории для старших классов под редакцией известных своей ярко выраженной антисоветской позицией бывшего министра культура России Владимира Мединского и руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна.
Как и все последние тридцать лет, члены и сторонники Коммунистической партии Российской Федерации по-прежнему призывают обратить внимание на губительность нынешнего курса для нашей страны и нашего народа, которая проявляется не только в проводимой властью социально-экономической политике, но и в ее подходах в сфере идеологии, культуры и, прежде всего, образования.
Все эти годы коммунисты предлагали вспомнить бесценный советский опыт подготовки квалифицированных кадров, столь необходимых нашей стране, и возродить лучшие традиции советского образования. Обращение к советскому опыту в данной сфере подразумевает отношение к образованию как к национальному приоритету, нацеленность школы на всестороннее развитие человека и воспитание в нем высоких ценностей и идеалов.
И, разумеется, советское образование нельзя представить без имени выдающегося педагога-новатора и создателя оригинальной педагогической системы Василия Александровича Сухомлинского. Нам хотелось бы не только вспомнить его жизненный и трудовой путь, но и обратиться к его богатому и бессмертному наследию и показать актуальность его педагогических идей и принципов в наши дни.
Сегодня труды Сухомлинского, ставшие итогом его многолетней педагогической практики, к огромному сожалению, известны лишь узкому кругу специалистов. Когда-то же они украшали домашние библиотеки тысяч советских людей, наших мам и пап, бабушек и дедушек. Подойдите к старенькому книжному шкафу, откройте его дверцу и пробегитесь глазами по пыльным корешкам стоящих на полках книг. Среди них вы обязательно увидите «Сердце отдаю детям» или же «Верьте в человека», а, может быть, ваше внимание обратит на себя книга «Как воспитать настоящего человека». Еще не начав читать, вы уже поймете, что за человек их автор. Ведь книги с такими названиями могут принадлежать перу только очень доброго и светлого человека, а именно таким и был Василий Сухомлинский. Об этом свидетельствуют не только его замечательные труды, но и вся его жизнь, смысл которой он видел в труде на благородном поприще формирования человеческой души.
Будущий педагог-новатор появился на свет 28 сентября 1918 года в украинском селе Васильевка в бедной крестьянской семье. Сухомлинский родился практически одновременно с Советской страной, которая с самого начала своего существования делала все возможное для того, чтобы спасти детей, оставшихся сиротами, от голодной смерти, создать для них хорошие условия жизни и воспитать из них полноценных граждан Страны Советов, государства, основанного на принципах пролетарского интернационализма и социальной справедливости. Можно вспомнить колоссальную роль Феликса Дзержинского в победе над детской беспризорностью, коммуны Антона Семёновича Макаренко, созданные в 1922 году пионерские отряды. Помимо этого, ежегодно выходило огромное количество трудов, посвященных вопросам образования и воспитания, их авторами были поборники подлинно научной, марксистко-ленинской педагогики: Н.К.Крупская и А.В.Луначарский, М.И.Калинин и А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий и П.П.Блонский.
Василий Сухомлинский будет их верным учеником и продолжит дело крупнейших советских педагогов и деятелей просвещения, но при этом он выработает собственный творческий почерк и разработает самобытные, оригинальные подходы к воспитанию юных граждан социалистического общества.
Работать педагогом Василий Александрович начал уже в 17-летнем возрасте. В 1938 году он окончил Полтавский педагогический институт и получил квалификации учителя украинского языка и литературы и преподавателя этих же предметов средней школы. С 1938 года и до начала войны Сухомлинский работал в Онуфриевской средней школе преподавателем украинского языка и литературы, а немного спустя – и заведующим учебной частью школы.
В июле 1941 года он был призван в ряды Красной армии. Сначала отучился на московских военно-политических курсах, по окончании которых получил звание младшего политрука, а с сентября 1941 года Сухомлинский – политрук роты в действующей армии (на Западном и Калининском фронтах). В феврале 1942 году в бою за село Клепинино подо Ржевом был тяжело ранен и более четырех месяцев лечился в эвакогоспиталях. Один из осколков так и не смогли удалить из его тела…
В 1942-1944 годах Сухомлинский работал директором средней школы и преподавателем русского языка и литературы в поселке Ува Удмуртской АССР. Здесь он огромное внимание уделял интернациональному воспитанию школьников, организации их деятельности по помощи семьям фронтовиков. Здесь же он был принят в ряды Коммунистической партии.
Весной 1944 года Сухомлинский с женой вернулся на Украину, в только что освобожденный от фашистов Онуфриевский район Кировоградской области. Четыре года он проработал заведующим отделом народного образования, а в 1948 году Сухомлинского, по его просьбе, назначили директором Павлышской средней школы. Василий Александрович руководил этой школой до конца своей жизни. Он приложил невероятные усилия для того, чтобы поднять обычную сельскую школу до уровня лучших в стране общеобразовательных учреждений и сделать ее настоящей лабораторией педагогической мысли. Ему удалось достичь всех поставленных целей, прежде всего, благодаря своей бескомпромиссности, верности своим принципам, требовательности к себе и ко всему коллективу, а также последовательной ленинской целенаправленности в работе. В конце 60-х годов, подытоживая опыт Павлышской школы, Сухомлинский скажет: «Все годы своего труда педагогический коллектив нашей школы стремился к тому, чтобы ленинское идейно-педагогическое наследие определяло дух, основу нашего творчества и нашего опыта».
С конца 1950-х Сухомлинский начинает активно публиковаться, одна за другой издаются его обстоятельные работы, посвященные вопросам образования и воспитания школьников. В 1960-е годы в свет выходят лучшие книги и статьи Василия Александровича, в которых с особой силой проявился его самобытный талант педагога-исследователя и педагога-публициста. Коммунистическая партия и советское правительство высоко оценили добросовестный труд Сухомлинского на ниве просвещения: он был награжден множеством орденов и медалей, удостоен высокого звания Героя Социалистического труда, избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Однако главной наградой для него, как, наверное, для любого настоящего педагога, были успехи его учеников. За двадцать лет он и возглавляемый им коллектив воспитали более тысячи порядочных людей и сознательных советских граждан, которые стали высококвалифицированными инженерами, врачами, учителями, тружениками сельского хозяйства, работниками научных учреждений и партийных органов. Все они честно трудились во имя процветания своей Родины и претворения в жизнь высоких коммунистических идеалов. И каждый из них через всю свою жизнь пронес добрую память о Василии Александровиче и безмерную благодарность этому замечательному человеку за все, что он для них сделал.
В чем же заключался секрет разработанной Сухомлинским педагогической системы? На чем она основывалась и какие проблемы была призвана разрешить? Чтобы ответить на эти вопросы, разумеется, необходим серьезный и системный анализ богатого и многопланового творческого наследия выдающегося педагога-новатора. Мы же в рамках данной статьи постараемся выделить основное в теоретической и практической деятельности Василия Александровича и осветить те идеи, сторонником которых он был.
В основе положений Сухомлинского о трудовом воспитании лежали идеи Н.К.Крупской и А.С.Макаренко, которые считали, что подрастающее поколение необходимо воспитывать в труде, через труд и для труда. Они в свою очередь отталкивались от ленинских установок о соединении обучения с общественно полезным, производительным трудом. Сухомлинский был глубоко убежден, что подлинное воспитание может быть исключительно трудовым, в том числе, потому что без труда не представляется возможным осуществление главной воспитательной цели – всестороннего и гармоничного развития личности. «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать», – писал Василий Александрович. Своим опытом в Павлышской школе Сухомлинский наглядно показывал, что такое трудовое воспитание: его воспитанники трудились на колхозных полях и фермах, на огородах и в садах, создавая материальные блага и утверждая принципы социалистического общежития.
Много говорил знаменитый педагог и о воспитании в детях гуманности, человечности, сострадания посредством творения добра людям. По его мнению, коммунистические принципы и коммунистическая мораль предполагают, прежде всего, участливое, заботливое отношение людей друг к другу, которое должно выражаться в соответствующих поступках. При этом, утверждая, что творение добра представляет собой высшую человеческую радость, Сухомлинский отнюдь не занимался абстрактной проповедью добра. Он никогда не забывал о его классовой сущности. Так, Сухомлинский отмечал, что абстрактного добра, абстрактного гуманизма и абстрактной человечности не существует и подчеркивал, что «нельзя быть добрым и чутким вообще: доброта и чуткость представляют собой нравственное богатство, если эти качества идейно заострены, выражают непримиримость к злу, порокам, несправедливости во всех и всяких их проявлениях». Сухомлинский полагал, что в детях нужно воспитывать не только доброту, чуткость и сердечность, но и благородную ненависть к врагам Отчизны, а также готовность встать на защиту Родины, если кто-то осмелится посягнуть на ее свободу и независимость.
Сухомлинский всегда повторял, что не может быть никакого воспитания, тем более, воспитания в духе социалистического гуманизма без искренней и осмысленной любви к детям, без уважения к маленькой личности. Если дети будут расти в атмосфере отчужденности и жестокости, то из них не получится воспитать настоящих граждан своей страны, которым будут присущи высокое чувство патриотического долга, организованность и трудолюбие. При этом любовь к детям, замечал педагог, не должна походить на слепое умиление ими, потому что любовь предполагает также строгость и требовательность. Для Сухомлинского любовь к детям и педагогическая культура представляли собой неразделимые понятия. Не случайно в своей главной книге «Сердце отдаю детям» Василий Александрович напишет: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям».
Но, чтобы полюбить ребенка, нужно его как следует узнать. Как считал Сухомлинский, каждый педагог обязан знать духовную жизнь каждого ребенка, его внутренний мир, особенности его развития и индивидуальные черты. «Знать ребенка, – писал Сухомлинский, – это та самая главная точка, где соприкасаются теория и практика педагогики, где сходятся все нити педагогического руководства школьным коллективом». Сухомлинский был убежден, что учителя, безусловно, должны ставить перед учениками четкие и ясные требования, в первую очередь, в культуре поведения, но при этом они должны также щадить детскую беззащитность и непосредственность, дорожить доверием детей, быть для них олицетворением добра и справедливости. Только так учителя смогут быть настоящими воспитателями, иначе они будут лишь надсмотрщиками. Василий Александрович призывал всех педагогов видеть в коллективе «каждого ребенка с его неповторимым духовным миром, заботливо воспитывать каждого питомца», при этом не оскорбляя самого чуткого уголка души – человеческого достоинства.
Сухомлинский справедливо считал, что воспитание обладает могущественной силой, а, следовательно, нет ребенка, из которого нельзя было бы воспитать образованного, высоконравственного и трудолюбивого человека. И здесь ключевую роль играют, конечно, педагоги. По Сухомлинскому, вера в человека – это основа педагогического оптимизма. Знаменитый педагог искренне верил в то, что однажды все учителя будут зажигать перед своими воспитанниками огоньки, освещающие путь к знанию и труду. Тогда «в каждом без исключения ребенке раскроются все его природные задатки», и «не будет ни одного неспособного, нерадивого, потому что человек рождается, чтобы стать талантливым творцом».
Вся жизнь Сухомлинского была направлена на воспитание подрастающего поколения на основе гуманистических принципов и повышение педагогической культуры учителя. В одном из писем к сыну Василий Александрович пояснил, каким он видит человека будущего, каким человек, по его мнению, будет при коммунизме. «Этот человек, – писал Сухомлинский, – должен быть великим, духовно богатым и красивым во всех сферах жизни, во всех многогранных и неисчерпаемых отношениях». Помимо этого, он, как считал выдающийся педагог, «должен уметь читать человеческую душу, уметь увидеть, понять, почувствовать разумом и сердцем горе, печаль, волнения своего соотечественника, прийти ему на помощь».
Именно таких людей воспитывал Василий Александрович Сухомлинский. Именно таких людей воспитывала советская школа.
Судьба, к сожалению, отмерила Сухомлинскому недолгую жизнь – всего 51 год. Его сердце перестало биться 2 сентября 1970 года. А спустя еще чуть более 20 лет погибла великая Советская страна, которой верой и правдой служил Василий Александрович на своем педагогическом поприще. Однако означает ли это, что имя Сухомлинского должно быть забыто, а в его наследии уже нельзя найти никаких актуальных мыслей и идей? Нет, нисколько. В наш век, когда в обществе царит культ материального благополучия, а образование направлено на воспитание квалифицированных потребителей, педагогам, а также родителям как никогда важно открывать произведения Василия Сухомлинского и воспитывать детей по ним. Да, это, безусловно, не изменит существующую политическую систему, но, если подрастающему поколению будут прививать благородные чувства любви к Родине, уважения к труду, радости познания красоты окружающего мира, первый шаг к этому будет сделан.